Джереми Кларксон о русскихИ о том, почему вредно быть чересчур вежливым.
Культовый английский телеведущий, бесменный лидер автомобильного шоу Top Gear Джереми Кларксон побывал в марте в России. Целую неделю. А потом взял и написал очень честную статью про нас с вами. AdMe.ru советует её прочитать, просто потому что это отличный шанс взглянуть на нашу жизнь глазами британца.
«Как говорят русские, вежливый англичанин всюду опаздывает.
Время. Оно так ценится в наше время, что мы с удовольствием потратим все свои деньги, делая всё быстрее, лишь бы у нас было время сделать ещё больше дел.
Лет десять или более тому назад, если бы вам вдруг очень захотелось посмотреть видео с падающим котом, у вас ушла бы минута, чтобы скачать ролик из Интернета. Потратить эту минуту не мог позволить себе никто из нас. Так что мы придумали просмотр видео прямо онлайн. К счастью, целая группа производителей мобильных телефонов по всему миру заплатила правительству Великобритании 22 млрд. фунтов за нечто под названием 3G. Теперь людям приходилось ждать ролик с падающим котом лишь пять секунд, и на какое-то время все мы были счастливы.
То же самое мы наблюдаем в лифтах. Нам нужна кнопка, закрывающая двери, когда мы уже готовы ехать. Да и за рулем — мы негодуем в пробках и шлём проклятия, когда кто-то идёт медленно по тротуару.
И это странно, потому что мы, британцы, всё же готовы тратить долгие часы каждый день на кривляния и пустую болтовню с людьми, которых не знаем. Наша одержимость хорошими манерами означает, что мы чувствуем обязанность обсуждать погоду с почтальоном и отпуск с парикмахером. Мы пишем до смеха длинные благодарственные письма людям, которых уже поблагодарили устно. В деловой переписке мы используем фразы, которые на самом деле не нужны, — просто есть необходимость быть вежливыми. А если мы хотим указаний, то всегда начинаем так: «Простите. Боюсь показаться назойливым, но...»
Прекращаю всё это, потому что недавно провёл неделю в России — стране, где, кажется, не изобретали манеры поведения. Когда администратор на ресепшне отеля просит ваш паспорт, она не говорит «Не могли бы вы показать ваш паспорт на минутку, сэр, если это вас не сильно затруднит?». Она говорит: «Паспорт». А если вы его не можете найти за три секунды, то добавляет: «Скорее!».
Если вы заказали блюдо, которого на данный момент нет в меню, то не будет никаких долгих неловких объяснений от официанта. Он просто говорит: «Этого нет». А если вы пытаетесь протащить ваш багаж через вращающуюся дверь, никто не будет терпеливо ждать, пока вы не решите проблему. Будут постоянно толкать двери, пока в сумке у вас всё не побьётся, и все пальцы не будут отбиты.
Когда британец-фанат Top Gear хочет сфотографироваться со мной, он часами объясняет, как его сын смотрит шоу на канале «Dave» и как он может пародировать меня, и как все в доме «молятся» на нашу передачу. В России же просто говорят: «Фото». И если у них с собой нет фотоаппарата, то вам говорят стоять и ждать, пока они не съездят домой и не возьмут его.
Когда-нибудь стояли позади двух британцев в очереди на лыжный подъёмник?
— После вас.
— Нет, вы были первым.
— Нет же, уверен, вы были первым.
— Ох, всё хорошо. Я не против подождать. Какой прекрасный день.
— Намного теплее, чем в прошлом году.
Стоять в очереди в России гораздо проще — ведь никому нет дела. Просто идёте в начало очереди, а если кто-то возражает — а именно так и произошло — достаёте кошелёк и показываете возмущающемуся ваши кредитки. На русском это значит «Я богаче тебя, солнце, так что заткнись».
Та же история с так называемыми вежливыми дискуссиями. Русские не подкрепляют контр-аргументы тонкими намёками., а просто говорят: «Вы не правы». Вот какой разговор у меня был:
— Миром правят евреи.
— Я понял, что вы говорите, но, думаю, не в этом причина.
— Вы не правы.
— Но есть масса примеров...
— Я сказал, вы не правы.
Для британца всё это весьма дико. Но какое-то время спустя я начал понимать, что невежливость экономит уйму времени и ничего вам не стоит. Когда кто-то тратит ваше вечернее время на всякую пустоголовую ерунду, просто скажите, что они не правы и уйдите. В лавке мясника не утруждайте себя небольшой беседой. Просто скажите «две котлеты» и ждите, пока вам скажут стоимость. Когда кто-то плетётся по тротуару, толкните его прочь с дороги. А в баре не пытайтесь поймать взгляд бармена. Просто выкрикните ваш заказ с самого конца очереди.
Такое точно работает на «Аэрофлоте». Самолёт начинает взлёт, хотя ещё не все уселись, а при посадке вам не втирают ерунду про погоду, а пилот не желает удачной дальнейшей поездки. Вам говорят сидеть прямо и оставаться на месте, пока самолёт не остановится. Но никто не слушается.
Уже на родине, в аэропорту «Хитроу», мне попался довольно общительный сотрудник иммиграционной службы. «Надолго ездили?» — вежливо спросил он. Я сэкономил две секунды, не утруждаясь с ответом.
Ужасно себя почувствовал. Виноватым до ужаса. Но именно в этом и есть проклятье быть британцем. Именно поэтому нам и нужны 4G и кнопки, закрывающие двери лифта, а ещё скоростные поезда. Потому что они экономят нам больше времени на то, чтоб мы могли писать длинные благодарственные письма и немного болтать с молочником.
_________________________________________________________
И наш ответ Чемберленуhttps://www.facebook.com/alexander.pole ... 2463801678По фейсбуку гуляет ссылка на статью Джереми Кларксона о британской вежливости и русском хамстве. Хорошая, на самом деле статья, потому что очень ярко показывает отношение британцев к этике: вежливость бывает только одна – британская, а остальные лишь в большей или меньшей степени дикари. Мне казалось, что такое отношение изжило себя вместе с окончанием империализма, но, похоже, что есть вечные темы, которые не умолкнут никогда. Никого не удивляет, что японец может оскорбиться оставленным чаевым, а американский официант оскорбится, если вы их не оставите. Но угрюмый русский пограничник – это, конечно же, хамство, как же иначе?
Меж тем, достаточно очевидно, что понятия о вежливости и невежливости не универсальны и зависят от культуры, в которой формировались. Но я ни разу не видел, чтобы кто-то публично без уничижительных сравнений пытался бы описать, каковы понятия об этике взаимоотношений, принятые в русской культуре, особенно современной, а не при царе горохе. Большинство образованных людей, так или иначе, принимает для себя «западные» представления о вежливости, воспринимая поведение русских как различные проявления хамства, не задумываясь особо о том, что и на самом западе эти представления достаточно различны, и уж тем более они отличаются от принятых в России.
В раннем детстве родители учат детей правилам, принятым в русском общежитии, как обращаться к старшим, как вести себя за столом, но важнейший урок, который намертво вбивают в детские головы, прежде чем выпустить куда-то одного – не разговаривай с незнакомыми людьми. Вообще, ни с какими незнакомыми. Не знаю, как у вас, а когда я был маленьким – этому учили практических всех. И это первый урок вежливости, за невыучение которого могут и наказать. В России с детства учат не разговаривать с чужими. Не с опасными, не с подозрительными, а вообще с незнакомцами.
Если ребенок расшалился в публичном месте? Не приставай к дяде (тете, бабушке). Можно потрепать чужого ребенка за щеку или угостить чем-то? Что вам надо от моего ребенка, что вы лезете, вас никто не просил. Чужие. Но старикам можно, старикам можно учить незнакомую мамашу, как носить шапочку, как катать колясочку. Они раздражают, нарушают правило не приставать к незнакомым, но ответить им нельзя. Старшие.
Однажды я оказался в американском супермаркете в середине рабочего дня, передо мной в очереди было два человека. Кассир обслуживал их минут двадцать. Он неторопливо пробивал товар, попутно обсуждая погоду с пожилой покупательницей, аккуратно раскладывал товар по пакетам, потом он рассказывал про какие-то скидки, покупательница поковыляла за джемом в бакалею, потом вернулась, и они долго оформляли купон. Я был взбешен, я ненавидел эту чертову старуху, за то, что она отвлекает кассира, ненавидел кассира, за то что он такой тормоз. Черт, мне просто нужно купить пачку сигарет и стакан кофе. Потом я вспомнил, что не дома и успокоился. Здесь так принято, они не специально мне хамят, у них просто другие представления о вежливости. Я никуда не торопился, я вообще был в отпуске и эти 20 минут не играли никакой роли, но в России хамство – это не оборвать бессмысленный разговор, хамство – это тратить чужое время. Вежливый продавец не тот, кто много улыбается, а тот, кто шустро взвешивает. Вот он уважает покупателя. Я оставлю чаевые тому официанту, который быстро и незаметно делает свое дело, а не тому, который без приглашения лезет со своими рекомендациями к меню. Потому что первый ведет себя вежливо, а второй нет.
Когда в 90-е годы в Москве появились сетевые супермаркеты бытовой техники, западный менеджмент обучил продавцов и консультантов активно предлагать покупателям помощь в поиске товара. Я хорошо помню, как люди шарахались от этих продавцов, не зная, как себя вести. Да я и сам очень раздражался, когда мне предлагали помощь, о которой я не просил. Потому что навязывать непрошеную коммуникацию – это не вежливо. Сейчас, если вы обратили внимание, этого нет, зачастую, выбирая пылесос, нужно еще поискать этого консультанта. Потому что традиционные представления о комфортных принципах покупки победили корпоративные правила продаж.
Мой коллега и товарищ, когда мы что-то обсуждаем, если считает, что понял меня, то сразу же перебивает и останавливает, и если я хочу закончить мысль или продолжить тему, то рискую нарваться на грубость. Перебить говорящего – это нормально, тратить время собеседника на бессмысленную, с его точки зрения, коммуникацию – хамство.
Улыбка – это приглашение к диалогу, если вы хотите с кем-то заговорить, то вначале вы ему улыбаетесь, если человек ответит на улыбку, вы можете заговорить. Человек, который все время улыбается – дурачок, блаженный или жулик. В России принято улыбаться только тем, с кем ты рад пообщаться. Если человек улыбается, но ты знаешь, что он совсем тебе не рад или просто служба у него такая – это раздражает. Неискренняя «дежурная» улыбка признак того, что тебя хотят обмануть.
В России очень тяжело начать коммуникацию с незнакомцем так, чтобы это было приемлемо для обеих сторон. Только в России я видел бары, забитые под завязку, в которых все, сидящие за стойкой, уткнулись в смартфон. Бармен работает, не нужно отвлекать бармена, он должен обслуживать и других клиентов. Не приставай к соседу по стойке, у него интереснейший разговор с друзьями в фейсбуке. Не мешайте работать почтальону и пограничнику, не отвлекай их, они сосредоточены и погружены в свой мир. Они не хотят с вами разговаривать.
Много еще всего хочется написать, но, наверное, хватит. Десять абзацев уже за границей приличного поста для фейсбука. Прошу прощения